Курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ на 20.01.2018 года
BYR   0.0000 0.0000
USD 56.5892 -0.0033
EUR 69.3953 +0.2223
10  CNY 88.3682 +0.3892
10  UAH 19.5980 -0.1551
GBP 78.8231 +0.8669
100  JPY 51.1726 +0.0756
Показать другие валюты
Конвертер валют
=

Погода

.-= Погода по РБ =-.

Уфа

Пасмурно 21 января в воскресенье
Днем -13°C...-15°C
ветер 1-3м/c восточный
Малооблачно 21 января в воскресенье
Вечером -11°C...-13°C
ветер 2-4м/c восточный
Пасмурно 22 января в понедельник
Ночью -13°C...-15°C
ветер 2-4м/c восточный

Новинки фотогалереи

Партнеры

Уфа: Предпосылки возникновения первого города в Башкирии

article69.jpg

В XVI в. башкирские племена занимали обширную территорию по обеим сторонам Уральского хребта, между реками Волгой, Камой, Тоболом и Уралом (Яиком). Большая часть Башкирии была подвластна Ногайской орде. Западные районы Башкирии по рекам Ику, Мензеле и Бую подчинялись Казанскому ханству, Зауралье — Сибирскому ханству. Основой хозяйства башкир было кочевое скотоводство. Они занимались также охотой и бортным промыслом. Земля у башкир считалась собственностью племени или рода. Однако лучшие кочевья, охотничьи и бортные, угодья захватывались местными феодалами.
Трудящиеся массы жестоко эксплуатировались татарскими ханами, ногайскими мурзами, местной знатью, которые взимали огромную дань (ясак), главным образом, скотом и пушниной. Помимо ясака население должно было выставлять своим властителям воинов и лошадей. Междоусобные войны собственных феодалов еще более разоряли простой народ. Все это невыносимым бременем ложилось на плечи трудящихся башкир. Известный русский ученый XVIII в. П. И. Рычков писал об этом периоде истории Башкирии: башкиры «от своих владельцев совсем были разграблены и разорены, и пропитание свое имели с крайнею нуждою от ловли зверей и рыбы». Сведения Рычкова подтверждаются данными башкирских шежере. В одном из них говорится, что «многолюдные и богатые улусы совсем опустели, скот и люди гибли от несносного холода» .
Башкиры не раз поднимались на борьбу против гнета иноземных поработителей, за свою свободу. Однако в условиях феодальной раздробленности страны отдельные стихийные выступления населения не могли привести к прочному успеху. Разгром Казанского ханства в 1552 г. и присоединение Среднего Поволжья к Русскому государству создали условия для освобождения башкир от господства ногайских и сибирских феодалов. Первыми русское подданство приняли западные башкирские племена, ранее подвластные казанским ханам, а в 1555—1556 гг. — башкиры, подчиненные ногайским мурзам. Несколько позже в состав Русского государства вошли зауральские башкиры. Царь Иван Грозный «жаловал» своих новых подданных специальными грамотами, в которых признавалось вотчинное право башкир на их земли и содержались гарантии безопасности и экономических льгот. За «пожалованную» землю башкиры обязывались платить ясак (вначале пушниной, медом, позднее — деньгами).
Присоединение Башкирии к Русскому государству имело огромное прогрессивное значение. «...Россия, — писал Ф. Энгельс в письме к К. Марксу, — действительно играет прогрессивную роль по отношению к Востоку… господство России играет цивилизаторскую роль для Черного и Каспийского морей и Центральной Азии, для башкир и татар...». Этот исторический акт положил конец хозяйничанию татарских и ногайских князей и мурз, покончил с раздробленностью и бесконечными феодальными войнами и привел к объединению башкирских земель. Вхождение в состав Русского государства вело к сближению башкирского народа с великим русским народом, ускорило развитие экономики и культуры края.
Вместе с тем присоединение Башкирии к России было сопряжено с политикой национального угнетения, проводившейся царизмом. Богатейший край стал объектом хищнической эксплуатации господствующей верхушки Русского феодально-крепостнического государства.
Управление Башкирией было сосредоточено в приказе Казанского дворца, созданном после присоединения Казанского ханства к Русскому государству. В административном отношении территория края составила Уфимский уезд, который делился на четыре дороги (области): Казанскую, Сибирскую, Ногайскую и Осинскую. Дороги свидетельствовали о былой политической раздробленности страны и примерно соответствовали прежним владениям Казанского, Сибирского ханств и Ногайской орды. Что касается Осинской дороги, то она охватывала узкую полосу между Сибирской и Казанской дорогами. Дороги делились на волости, которые в свою очередь распадались на роды (аймаки или тюбы). Население уезда непосредственно подчинялось власти казанских наместников и воевод.
Однако отдаленность уезда от Казани вызывала ряд трудностей и неудобств. Затруднялось, главным образом, управление обширным краем и его защита от набегов соседних кочевников. Отсутствие городов с постоянными военными гарнизонами открывало широкую возможность частым вторжениям сибирского хана Кучума и ногайских мурз, которые продолжали претендовать на власть над башкирами, требовали с них дань, угоняли скот, уводили пленных. Несколько позже башкирские земли стали объектом опустошительных набегов калмыцких тайшей.
Вызывало озабоченность царского правительства и то, что часть местных феодалов находилась под влиянием крымских, ногайских и сибирских ханов и участвовала в антирусских интригах. В последней четверти XVI в. активизировалась борьба Русского государства с Сибирским ханством, которая завершилась в 1598 г. разгромом Кучума и присоединением Сибири к России. В связи с этим Башкирия, через территорию которой пролегала Казанско-Сибирская дорога, — одна из жизненно важных артерий государства, приобретала все большее значение во внешнеполитических планах царя Ивана IV и его правительства .
Для закрепления своей власти во вновь присоединенном крае, организации управления им и превращения его в плацдарм для проникновения в казахские степи и Сибирь царскому правительству нужен был опорный пункт. В свою очередь башкиры, страдавшие от частых набегов воинственных степняков, нуждались в постоянной вооруженной помощи московского правительства. Такую помощь им мог оказать только гарнизон города-крепости. Башкирам нужен был город и как место уплаты ясака, который они до этого вынуждены были возить в далекую Казань.
Вот почему башкиры в 1573 г. обратились к Ивану Грозному с просьбой о строительстве на их земле города. Опираясь на документы, которые до нас не дошли, П. И. Рычков писал об этом событии: «По достоверным выправкам нашлось, что башкирцы о построении сего города челобитье свое имели в 7081 году (то есть от Рождества Христова 1573) не только для того одного, чтобы им положенный на них ясак тут, как внутри их жилищ, платить было льготнее, но и от неприятелей бы иметь им здесь убежище и защиту».
Приведенная П. И. Рычковым просьба была не единственной т. к. имеющиеся в распоряжении историков материалы свидетельствуют, что с подобными просьбами башкиры обращались и раньше. Так, в родословной уфимских дворян Артемьевых говорится, что их родоначальник Иван Васильевич был послан Иваном Грозным после 1569 г. из Казани «по просьбе башкирцев для обчерчевания и построения города Уфы». Эти сообщения подтверждаются данными башкирских шежере. Так, в шежере племени Юрматы говорится: «Трудно было возить ясак в город Казань, который был далеко: у великого царя (башкиры) просили построить город Уфу на своей земле». В шежере юго-восточных племен повествуется о том, что добровольное принятие башкирами русского подданства настроило против них сибирских татар и других кочевников и поэтому «башкиры стали просить царя, чтобы для отражения набегов… и для удобности взноса ясака дозволено было на их земле построить город».
Профессор М. В. Лоссиевский, отдавший многие годы жизни изучению истории Башкирии, в 1883 году, в связи с публикацией хроники «Старинные ханства», писал: «Замечательно, что хроника эта, вопреки некоторых мнений, прямо показывает подданство башкир добровольным и что самый г. Уфа построен по их же просьбе в защиту от нападений ногайцев, … и что все это решалось собранием целого народа, на общем сходе».

← Назад

www.webmoney.ru Majordomo.ru Анализ сайта